Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады, что вы зашли на наш блог, который посвящен теме перехода учеников из начальной школы на среднюю ступень.

Испытывали ли вы некую скованность, попав в новые условия, в новый коллектив, где для вас все незнакомо: начальство, коллеги, само здание, в котором вам придется работать? Если не испытывали, то попробуйте представить это..., но и, наверняка, на заре вашей карьеры вы испытывали стресс и ощущали себя выброшенным за борт огромного корабля под названием "Привычная жизнь", пытались осторожно ощупывать почву или же наоборот, бросались в омут с головой. Вы столкнулись с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе. Возможно, иногда вам хотелось все бросить и уйти?

Мы не зря начали этот разговор именно с такого сравнения, потому что, по нашему мнению, примерно так и чувствует себя пятиклассник, перешагнувший рубеж начальной и средней школы. Из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, он попадает в бушующий океан старшей школы, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи...

"Да им теперь вообще всё равно" - можете сказать вы. Возможно кому - то да, всё равно, но далеко не всем. И если применить немного эмпатии, смешанной с воспоминаниями о себе в возрасте 9-10 лет, то может вырисоваться довольно чёткая картина. Давайте рассмотрим, что же все таки способствует формированию стрессового состояния у пятиклассника:

  • Появление большого количества новых учителей.  Ко всем им нужно привыкнуть, запомнить и научиться четко выполнять требования каждого;
  • Новый, непривычный режим;
  • Большое количество кабинетов, расположение и номера которых нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новом здании школы;
  • Новый, незнакомый классный руководитель;
  • Конфликты со старшеклассниками. В средней школе, пятиклассник - новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой.
  • Возрастает и темп работы. Приходится быстрее писать, быстрее читать  и соображать. Увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться. Те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку учителя. Отличающиеся особой медлительностью - дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.
  • Возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению;

А нарастающая ответственность может вызывать у детей быстро возникающую тревожность, неуверенность и появление различного рода страхов: не вписаться в коллектив, не соответствовать новым требованиям, боязнь быть не таким как остальные. Постоянный страх несоответствия новым стандартам и ожиданиям окружающих может приводить к тому, что даже способный ребенок не будет в полной мере проявлять свои возможности...

Очень часто специфическая ситуация может складываться и дома, когда родители ребенка, подверженного стрессам, начинают делать упор лишь на "хорошем образовании" и "успешном будущем", пугая тем, что нужно обязательно хорошо учиться, иначе его ждет работа дворника или грузчика на рынке ...

 Все свободное время ребенка начинает занимать учеба. В таких случаях продуктивность ранее способного ученика падает ввиду растущего давления даже со стороны домашних и отсутствия ситуаций, дающих выход стрессу. 

Известно, что весомой фигурой в жизни пятиклашки выступает  классный руководитель. При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике, который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.

Будет интересно прочесть выдержки из сочинений наших будущих пятиклассников 2021-2022 учебного  года - ЗДЕСЬ

Стресс может быть связан и с переменой ценностей младшего подростка, когда взамен ранее ведущей учебной деятельности приходит общение (со сверстниками, взаимоотношения с учителями и т.д). В связи с этим, процесс адаптации может несколько осложняться ввиду того, что не каждому школьнику это удается легко, поэтому участие в нем педагогов крайне необходимо.

Учителям-предметникам также важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку. Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию. Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости. В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа: "Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь".

"Зная тебя и насколько ты способный, я уверена, что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу!".

При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой. Хороши также фразы:

  • "Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво";
  • "Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов";
  • "У тебя есть идеи? Поделись с нами."
  • "Ты на правильном пути, продолжай в том же духе"

Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах. В случае же, когда стоит продемонстрировать ваше разочарование, можно использовать фразы типа:

  • "Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат";
  • "Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …. и в следующий раз будет лучше";
  • "Тебе стоит повторить предыдущую тему";

Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.

Вот некоторые рекомендации, которые будут особенно полезны классным руководителям:

Для работы с родителями

Для работы с детьми

Некоторые рекомендации учителям - предметникам

Конечно, большинство учителей старшей школы сталкиваются с трудностями, беря после выпускников  11 классов пятиклассников. Кто-то всеми силами стремится этого избежать, мотивируя своё решение "усталостью" после напряжённого выпускного года, нежеланием после "взрослых" возиться с "малышами" и т.д... Но чаще всего с радостью погружаются в немного подзабытые хлопоты с маленьким любознательным народом, которому интересно ( пока ещё ) абсолютно всё!

И помните, что при нашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками. 

Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя, так и учителя-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.

Очень здорово, что традиция посещать будущих "своих" детей в 4 классе есть в нашей Баргузинской школе. Но нежелание отвлекаться от выпускников и нехватка времени, а также прочие причины затрудняют замечательную возможность познакомиться с будущими пятиклассниками поближе и "смягчить" адаптационный период, когда наши дети придут 1 сентября, зная уже своих учителей...

Ещё есть неделя до окончания учебного года, есть возможность пообщаться с детьми и их родителями...

Одно из сочинений наших четвероклассников ЗДЕСЬ

Комментарии

Отправить комментарий